Мир посмотреть

Кругосветные путешествия, родившиеся из желания изучить планету, на которой мы живем, стали массовым увлечением после выхода романа Жюля Верна "Вокруг света за 80 дней".

Писатель, конечно, нафантазировал приключения Филеаса Фогга, обогнувшего земной шар за 11 с хвостиком недель на пари - при условии использования исключительно общедоступного транспорта. Принцип "от невероятного к вероятному" оказался весьма притягателен, поскольку обычному человеку было заявлено: "Кто бы ты ни был, дерзай!"

Попутного ветра!

История кругосветок началась задолго до Жюля Верна. Первыми, кто обогнул земной шар, были в 1519-1522 гг. члены экспедиции Магеллана. Увы, сам капитан погиб в пути. В XVIII столетии Джеймс Кук открыл целую эпоху кругосветных плаваний, богатую географическими открытиями. Как и Магеллан, Кук заплатил жизнью.

В 1766 г., чтобы совершить кругосветное плавание, француженке Жанне Баре пришлось переодеться мужчиной. Естественно, путешествовала она в качестве пассажира.

В наше время морские кругосветки из плаваний первооткрывателей превратились в мощный спортивный бизнес и хобби состоятельных людей. Ценится не просто кругосветка, а путешествие в одиночку. Впрочем, плавать на яхтах теперь намного проще, чем столетиями раньше. Лодки из синтетических материалов куда надежнее деревянных, а жизнь мореплавателя облегчает многочисленное оборудование, начиная от ветрового рулевого, заменяющего человека на румпеле, до электронных приборов, определяющих местонахождение судна, глубину моря и дающих долговременный прогноз погоды. Таким образом, "обогнуть шарик" теперь пытаются не только просоленные морские волки, но и обычные люди - служащие, студенты, семьи с малолетними детьми, пенсионеры.

Что касается рекордов среди яхтсменов-одиночек, то ставят их, конечно, профессионалы. Первым был канадский моряк Джошуа Слокам, обогнувший земной шар на гафельном ялике "Спрей" длиной 11,2 м. В 1895-1898 гг. у него ушло на это 3 года и 2 месяца, поскольку приходилось застревать в портах для починки судна. Робин Нокс-Джонстон в 1968-1969 гг. совершил безостановочное кругосветное плавание на бермудском кече "Суахили" длиной 9,9 м за 312 дней. Кстати, он был единственным из участников престижной парусной гонки "Золотой глобус", кто вообще добрался до финиша. Почти вдвое быстрее - за 161 день - обогнул планету британец Майкл Голдинг в 1993-1994 г. на шлюпе "Групп 4" длиной 20,4 м. Ну а первое женское одиночное плавание совершила австралийка Кейт Котти в 1987 г. на бермудском шлюпе "Ферст Леди" длиной 11,24 м.

Аки птицы небесные

Воздушную кругосветку впервые в мире совершила в 1929 г. команда немецкого дирижабля "Граф Цеппелин".

Время в пути - 20 дней (с тремя промежуточными посадками).Трудно поверить, но первым авиатором, в одиночку облетевшим Землю, был летчик-любитель, имевший весьма скромные навыки пилотирования. Немец Фридрих Карл фон Кениг- Вартхаузен стартовал на легком самолете Klemm L.20B в Берлине 9 августа 1928 г. и вернулся 23 ноября следующего года. Полет, естественно, изобиловал многочисленными промежуточными посадками - иного техника того времени не позволяла. Кениг-Вартхаузен приземлялся в России, Азербайджане, Индии, Китае, Таиланде, Японии, США и других странах. Часть пути (из Сингапура в Шанхай, из Иокогамы в Сан-Франциско) путешественник проделал на пароме и пароходе. Собственно в воздухе он провел 450 часов. Забавная деталь: из путешествия Фридрих привез с собой сиамскую кошку, подаренную ему женой короля Таиланда.

На двухколесном друге

7 января 1887 г. американец Томас Стивенс завершил первое кругосветное путешествие на велосипеде "пенни-фартинг" с огромным передним колесом (диаметр - почти в человеческий рост). За три года путешественнику удалось преодолеть 13500 миль (по морям - по волнам он, естественно, передвигался на пароходах). Маршрут Стивенса был таков: Сан-Франциско - Бостон - Ливерпуль - Дьепп - Гамбург - Вена - Будапешт - София - Бухарест - Ереван - Баку - Батуми - Константинополь - Тегеран - Дели - Гонконг - Шанхай - Токио. Всю дорогу путешественника сопровождал его старый добрый Smith & Wesson 38-го калибра.

Россиянин Онисим Панкратов в 1911-1913 гг., по профессии пожарный, оседлав двухколесного друга марки Misho-Cowper, объехал 24 страны. За время путешествия Онисим поменял 14 покрышек, 3 седла плюс энное количество подшипников и спиц. Позднее Панкратов увлекся авиацией и стал военным летчиком. Он погиб в воздушном бою на Первой мировой.

В поисках запчастей

В октябре 1912 г. американец Карл Клэнси отправился в кругосветку на мотоцикле Henderson с двигателем мощностью в 8 лошадиных сил. Карл выехал из Дублина с попутчиком, которого оставил в Париже, а сам продолжил путь на юг Испании, через Северную Африку и Азию. В заключении тура Клэнси пересек всю Америку, пробыв в пути 10 месяцев. Главной проблемой было отсутствие запчастей и бензина, особенно в Африке. Приходилось погружать железного друга на повозки, которые тянули лошади, мулы, ослы и даже верблюды.

На конной тяге

Веселая английская семейка - Дэвид, Кейт, Торкуил, Эйлид и Фионн Грант (муж, жена и трое детей) - решила, что лучше всего прокатиться по миру на конном фургоне с печкой-буржуйкой. Отправившись в путь осенью 1990 г., за 7 лет Гранты преодолели около 27650 км, проехав по Нидерландам, Бельгии, Франции, Италии, Словении, Венгрии, России, Украине, Казахстану, Монголии, Китаю, Японии, США и Канаде. Поскольку "овес нынче дорог" (путешествие обошлось в $96 тыс.), семье пришлось продать свой дом.

Все четыре колеса

Спонсором фрау Клереноре Стиннес, совершившей первое кругосветное путешествие на автомобиле, был ее отец, богатый немецкий промышленник. В 1927 г. она выехала из Берлина на 60-сильном "Adler Standart 6"; ее сопровождали два механика на грузовике с запасными частями. Проехав за два года 47 тыс. км по дорогам 23 стран, Клереноре благополучно вернулась в родной город.Первым, кто прокатился на автомобиле по всем обитаемым континентам (причем через их крайние точки) был россиянин Владимир Лысенко. В 1997-2002 гг. он проехал 160 тыс. км по 62 странам.

На своих двоих

Пересечь континенты пешком пробовали сотни людей; в большинстве случаев неудачно. Впервые это получилось у американца Джорджа Мэтью Шиллинга. Отправившись в путь 3 августа 1897 г., он вернулся домой через 7 лет. Правда, официально подтвердить весь пройденный километраж он не смог. Это сделал другой американец - Дэвид Кунст. За 4 года и 3 месяца (1970-1974 гг.) он обошел четыре континента, преодолев 23 250 км.

Британец Роберт Гарсайд совершил кругосветное путешествие бегом трусцой. 20 октября 1997 г. он начал движение в Нью-Дели (Индия) и закончил его там же, 13 июня 2003 г. За 5 лет пробежал 56 тыс. км и износил 33 пары спортивной обуви. В дороге Гарсайд активно пользовался мобильными гаджетами, выкладывая информацию о путешествии на своем сайте.

Нас не догонят!

В путешествиях на космическом корабле, подводной лодке и автостопом россияне оказались "впереди Европы всей". Да что Европы - всего мира! Как известно, Гагарин первым облетел планету по околоземной орбите, а спустя пять лет "ограниченный контингент" советских атомных подводных лодок под командованием контр-адмирала А.И. Сорокина совершил первое кругосветное плавание без всплытия в надводное положение.

Целых два года (1992-1993) россияне Михаил Дуткевич и Алексей Воров голосовали не за депутатов разных уровней, а на дорогах мира, дабы совершить кругосветку автостопом. Затея сверхсложная, учитывая визовые проблемы и регионы, где вообще не признают никаких виз, кроме автомата Калашникова.

Участники экспедиции, по их уверениям, совершили путешествие за 522 дня (с учетом времени на получение виз), не пользуясь никаким рейсовым транспортом, и побывали в 25 странах Евразии, Северной и Южной Америк. Расстояние - 83 тыс. км.

На шаре с биотуалетом

У богатых, как известно, свои причуды. Американский миллионер Стив Фоссет с "воздушно-ковбойским" менталитетом, заскучав от изобилия заработанных средств, решил потратить их часть на кругосветное путешествие на воздушном шаре в одиночку. Первые попытки оказались неудачными, но в 2002 г. все получилось. Шар был оборудован по последнему слову техники, имел рулевую рубку, жилой отсек, биотуалет и т. д. Полет Фоссета продолжался 13 дней. Был он совсем не легкой прогулкой, а серьезным испытанием мужества пилота, попадавшего в серьезнейшие переделки. Впрочем, на этом миллионер не успокоился - в марте 2005 г. впервые в истории авиации он совершил одиночный кругосветный беспосадочный перелет без дозаправки в воздухе на реактивном сверхлегком самолете марки "Глобалфайер-311". Летел, между цпрочим, долго - почти трое суток.

На спор

Уже упоминавшийся литературный персонаж Филеас Фогг, чтобы выиграть пари, совершил путешествие на поездах и пароходах по маршруту Лондон - Суэц - Бомбей - Калькутта - Гонконг - Иокогама - Сан-Франциско - Нью-Йорк - Лондон. В 1888 г. газета New York World и журнал Cosmopolitan поспорили, чья корреспондентка проедет по этому же пути быстрее героя Жюля Верна и опередит соперницу. Реквизит путешественниц должен был умещаться в небольшом чемоданчике, а бюджет поездки составлять $500.

14 ноября 1889 г. представительница New York World Нелли Блай взошла на борт трансатлантического лайнера Augusta Victoria и отправилась в путь. На ее долю пришлось меньше приключений, чем в книге, однако были и опоздания на поезд, и посещение колонии прокаженных в Китае, и покупка ручной обезьяны в Сингапуре, и даже встреча с Жюлем Верном. Нелли Блай выиграла у представительницы Cosmopolitan Патриции Смит благодаря владельцу своей газеты - знаменитому Джозефу Пулитцеру.

21 января Нелли прибыла в США, на южное побережье. Однако ей еще предстояло добраться до Нью-Йорка. Если бы журналистка ехала по обычному железнодорожному расписанию, с несколькими пересадками, то никак не уложилась бы в 80 дней. И тогда Пулитцер выслал за ней персональный поезд, состоявший из паровоза и одного вагона. Таким образом, мисс Блай затратила на дорогу 72 дня 6 часов и 10 минут. Ее соперница из Cosmopolitan прибыла позднее на 5 дней.

Попытка не пытка

Упомянем несколько курьезных попыток завоевать мировую славу с помощью необычных кругосветок. Редкие из них были завершены, но сам энтузиазм заслуживает уважения или хотя бы улыбки.

В 1900 г. австриец Иоганн Гурлингер отправился по свету... на руках. Скорость передвижения составляла 2,54 км/ч. За 55 дней он прошел от Вены до Парижа примерно 1,5 тыс. км. На этом силы и терпение рукохода иссякли.

Еще более курьезный способ избрал индийский гуру, "святой подвижник" Лотан Баба. В 1994 г. он в течение 8 месяцев... перекатывался со спины и живот, продвигаясь на 10-12 км в сутки. За это время ему удалось одолеть 4 тыс. км от Ратлама до Джамму. Свое путешествие Лотан Баба посвятил богине Вишну Деви. Важная деталь: в пути он почти ничего не ел (по крайней мере, на публике), довольствуясь водой да еще иногда сигаретой. Прикурить ему давали сердобольные встречные.

Француз Жюль Пигаль в 2007 г. подбил жителей захиревшей деревни Лапутье продать ее (в Европе это нынче в моде), а на вырученные деньги отправиться в кругосветное путешествие. 13 жителей в возрасте от 56 до 83 лет так и сделали. Выставили деревеньку на торги, собрали скарб, погрузили на несколько трейлеров и - в путь-дорогу. Энтузиасты колесят по миру до сих пор.

Немец Вольфганг Шмидт отправился по миру на поездах и самолетах, взяв с собой любимых домашних питомцев: кошку (в переноске), попугая (в клетке) и паука редкого вида (в специальном сосуде). Узнав об этом, возмутились представители европейских обществ защиты животных, включая Брижит Бардо, и подали в суд. Пришлось незадачливому путешественнику вернуться с дороги, да еще заплатить крупный штраф.

Поляк Кшиштоф Михальски отправился в путь по миру на высоченных ходулях. Все было бы хорошо, если не проблема посещения общественных туалетов при вокзалах и автостанциях. Парня хватило лишь на тройку европейских стран, потом он сдался.

Среди удачных курьезных походов - достижение американца Артура Блессита. Он провел в пути 26 (!) лет, стартовав на рождество 1969 г. Прошел 50559 км, побывав на всех 7 континентах. Самое поразительное, что путешествовал Блессит, держа на плечах деревянный крест высотою 3,7 м!

По большому кругу

В принципе, совершить кругосветку можно за пару минут. Добрался до Северного или Южного полюса, воткнул в снег палку и обошел вокруг нее. Правда, рекорд вряд ли засчитают, поскольку международные федерации (авиации, мореплавания, туризма и т.д.) установили для кругосветных путешественников жесткие правила. К примеру, для летчиков требуется пролететь по воздуху расстояние не меньше длины Тропика Рака (т. е. около 37 тыс. км), пересечь все меридианы и приземлиться на аэродроме вылета. У яхтсменов "правильным" считается путь, проходящий через Суэцкий и Панамский каналы и противоположные ему точки на земном шаре. То есть нужно обогнуть земную ось по так называемому "большому кругу", пройдя не менее 21600 морских миль. Судно должно стартовать и финишировать в одной и той же точке. Плавание должно проходить безостановочно (хотя бросать якорь можно), без помощи извне - без пополнения запасов еды, воды и оборудования. То есть: все свое беру с собой. Невольно вспоминается самый великий кругосветчик - библейский Ной. А вот повторить его рекорд в наше время никто не берется за отсутствием спонсоров.

Текст: Александр Лаврин

За рубежом